Борис Степанович Житков



         Николай Исаич Пушкин


     Стоят на пристани пассажиры, ждут парохода.
     — Вон, вон, кажется, "Пушкин" идет.
     Отвечают портовые люди:
     — Правильно, это Стратонов.
     Пассажиры:
     — "Пушкин" ведь?
     — Ну да: Николай Исаич.
     Пассажиры переглядываются — вот неучи какие моряки: не знают, что Пушкин —
Александр Сергеич. Николай Исаич Пушкин! Вот дураки-то.
     А Николай Исаич стоит на мостике "Пушкина",  глядит в бинокль и рявкает из
бороды:
     — Права... еще права. Так, так держать!
     И  знает  Николай  Исаич, что весь "Пушкин", от верхушки мачты до днища, —
все  это он — Николай Исаич. И что когда посадит он "Пушкина" на мель, никто не
скажет: "Пушкин" напоролся, а прямо будут говорить:
     — Николай Исаич на мель сел.  Стратонову скулу помял...  пять футов воды в
трюме.
     Сам  все  эти  пять футов воды ртом бы выпил, и пусть бы обе скулы, всю бы
морду  ему разворотили, с радостью дал бы Николай Исаич, лишь бы не было такого
греха.
     И так вот всякий капитан.
     Потому и говорят: "Ерохин снялся; Федор с моря идет".
     А в "Федоре" этом — десять тысяч тонн, и на носу накрашено: "Меркурий".
     Я сам это понял только тогда, когда первый раз посадил парусник. Дело было
просто. Шел я в свежую погоду у Тендры, ночью. Помощник мой вахту стоял. Вот по
времени должна уж быть Тендра. А это, надо сказать, песчаная коса, ее и днем-то
за  двести саженей можно не увидеть. Я вышел и слышу: не та зыбь, метет прибой,
россыпи слышно.
     Я говорю помощнику:
     — Сейчас в Тендру вопремся, уваливайтесь под ветер.
     А он говорит:
     — Приведите к ветру, лот брошу.
     То есть чтоб я поставил судно против ветра, а он смерит, сколько глубины!
     А привести  к  ветру — это выходит с ходу  еще сажень двадцать пролететь к
берегу.
     — Приведите! — кричит помощник.
     — На вашу голову?
     — Ладно. — И побежал он с лотом на бак.
     Я привел, и еще ходу не потеряли, как ткнуло в грунт и дрогнуло все судно.
Подняло зыбью и ударило дном. У меня душа оборвалась.
     Потом на берегу спрашивали:
     — Ты под Тендрой сидел?
     — Да, понимаешь, помощник...
     Все  усмехаются,  отворачиваются.  Никто  настоящего слова не сказал. Отец
только  мне  сказал  это слово, да его не напечатают. И верно. А помощнику что?
Сидел-то ведь не он, а я.
     И  с  тех  пор  я  уже накрепко понял: не судно ходит, а капитан. Не судно
гибнет, а...
     Вот  тут-то я вам и расскажу недавний случай с моим другом-приятелем. Дело
было так.
     Ледокол  промышлял  во  льдах  в  Белом море. Промышлял, то есть у него на
борту  было  душ  полтораста  промышленников,  и  ледокол  лазил  меж  льдов по
свободной  воде,  шел  туда, где залег зверь. Капитан был молодой, лет тридцати
пяти мужчина. Промышленники его любили за то, что с ним пойдешь — всегда удача.
Зверя  было  "балго", и набили на льдине тюленей — беда сколько. Били и отстать
не могли, в раж вошли люди от крови и от удачи.  Такая жара пошла,  что капитан
сам не выдержал, сбежал на лед и садил багром тюленьи головы.
     — Эх, здорово капитан завел, — красные, в поту и в крови, хвалили капитана
промышленники.
     А с запада потянул ветерок. Капитан уж на месте и торопит ребят:
     — Ну, кончай! Кончай!
     Да как бросишь? В десять лет раз, старики говорят, такая удача! Не бросать
же, коли само счастье в руки лезет. Отвернись от него, так и оно отворотится. А
вест  свежает.  Свежает  вест, давит на лед, и вот двинулась льдина, и дрейфует
(дрейфовать — идти без машины,  силой ветра)  ледокол у кромки со льдом вместе.
Помалу дрейфует к востоку.
     Темнеть  стало.  Ай,  и  капитан,  ну  и  капитан — прямо счастью в карман
вперся! Еще полчасика!
     — Все на борт, снимаюсь!
     Двинул  капитан  вдоль  кромки:  узкой  полосой  шла,  как  река в ледяных
берегах, свободная вода.
     — Умаялись, ребята, вари чего там на ужин.
     А капитан  дал полный ход:  надо уйти из этой щели, а еще не известно, как
там лед впереди. Часом бы раньше...
     — А ну, смотайся в машину, скажи там, чтоб шевелили, сколько духу.
     И стал капитан  серьезным.  Ходил по мостику и слышал,  как внизу  гомонят
ребята,  какого-то  Митьку  дразнят: вгорячах себе в валенок багром засадил. До
Митьки  тут!  Ходу,  ходу  еще!  Вон  лед  прямо по носу. Нет, это не поворот в
канале,  а  затор.  А  может, слабый лед? И капитан заметил, как помощник косым
взглядом  глянул на него. Капитан подошел к телеграфу и два раза повернул ручку
на  весь  размах и поставил на "полный" — значит, дай самый полный. Слышно было
на  мостике,  как  прозвонил  крутым  раскатом телеграф в машине. Пароход летел
прямо  в  затор, сейчас, сейчас вонзится. Пароход ударил лед пологим форштевнем
(выступающее ребро на носу), выскочил, задрался нос, и сразу смолкли голоса под
мостиком.  Ледокол  влез  носом  на  лед  и  стал, тужился машиной. И капитан и
помощник,  сами того не замечая, напирали на планшир мостика, тужились вместе с
ледоколом. Нет! Стоп!
     — Назад!
     Машина  стала,  и  снова заурчало в брюхе парохода. Ледокол слез, скатился
форштевнем;  соскочил со льда и присел на минуту нос. Лед не поддался. Два раза
еще  ударил  в  лед  капитан  и запыхался, помогая пароходу. Он знал, что назад
выхода нет и развернуться в узком канале нельзя. А внизу опять гудят, орут, как
на ярмарке.
     — Митька-то, в валенок!.. Ах, чтоб тебе!
     И кто-то кричит:
     — Значит, дрейфуем, вались спать, ребята!..
     Капитан  сам  знал,  что придется дрейфовать к осту вместе со льдом в этом
узком  канале,  в  ледяной коробке. И знал капитан, знал по счислению, что там,
справа к осту, — "кошки Литке". Пошел в штурманскую, глянул на карту, глянул во
всю силу. Да, вот ровно на ост — "кошки Литке". И сейчас отлив, малая вода.
     А вест  свежал  и  свежал.  Стало темно, промышленники уж глухо гудели под
палубой,  и  только  две  папироски остро горели у правого борта. Двое курили и
сплевывали за борт.

     Если  б  можно  было  ходить пешком по дну, хотя бы в водолазной одеже, то
чего  бы  человек  не увидел! Как леса, стоят на камнях водоросли, и в них, как
птицы,  реют  рыбы.  Вот, как пустыня, лежит песчаная отмель, и камни, как ежи,
сидят,  поросли  ракушей. А дальше горы. Горы стоят, как пики, уходят ввысь, и,
если  взобраться  на них, уж рукой подать до неба — до водяной крыши, что дышит
приливом и отливом каждые шесть часов.
     И такие горы стоят на дне Белого моря. Их нащупал Литке, нанес на карту, и
с  тех  пор  называются "кошки Литке". И в полную приливную воду может над ними
пройти пароход, но в отлив напорется и раскроит себе брюхо.
     Эти  самые  "кошки" и были по правому борту ледокола, и был отлив, то есть
была "кроткая вода"; когда кончится отлив, должен начаться прилив.
     Капитан  знал  это.  Знал, что в узком канале он будет дрейфовать до самых
"кошек";  что  если  он  брюхом  упрется  в  "кошки", то через минуту лед слева
подойдет  к  борту  вплотную,  напрет, напрет неодолимо, как если бы берег, сам
материк  надвинулся на него, напрет в борт и положит ледокол мачтами на воду, и
тогда  —  аминь.  Звать по радио на помощь?  Кто же пробьется к нему, когда он,
ледокол, не может выбиться?  Только раззвонить по свету... чтоб люди смеялись и
враги радовались. И он знал, что вот скоро-скоро царапнет дном.
     Приказал  держать полный пар и ушел в каюту. Посидел на койке, все смотрел
свои большие руки.
     "Положит набок пароход... положит..."
     Где  "кошки"?  И  спиной  чувствовал, что там, сзади него, под водой, подо
льдом,  стоят  эти  "кошки" и ждут. Сколько до них? Нельзя знать, тут дело не в
саженях.  Поглядел  в  альманах (астрономический справочник). И без карандаша в
уме считалось само до секунды — сейчас идет прилив, — только начался. И капитан
натуживался, помогал подниматься воде, каждый дюйм воды будто сам своей натугой
подымал.  На  пароходе  было  тихо,  и  только слышно было под низом, как гудит
динамо, качает свет. Свежий вест драил по мостику. А ухо было все внизу, там, у
дна,  где  должны  царапнуть  камни. Капитан перестал глядеть на часы и считать
дюймы, а слушал.
     Вот! Чиркнуло. На пароходе спокойно, никто не слышал. Капитан вытянул ящик
и вынул кольт.
     Камни  теперь  пойдут  выше  и выше... Но бежит вода на помощь, оттуда, из
океана, через горло Белого моря. Поспеет ли?
     Ух, заскребло как,  заскрежетал кто-то  зубами. И пошатнуло ледокол. И вон
голоса на палубе. Помощник прошагал мимо двери, но не стукнул в дверь... Опять!
Покренился чуть... Пронесло... Кричит кто-то на палубе:
     — На  лед,  да  и  пойдем,  еще  как  пойдем-то, куда с добром. Телеграмму
даст...  Всех  снимут.  Да к маяку зашагаем, что по земле. Погоди скакать, трап
спустим.
     Гудят,  топают.  Теперь даже весело кричат. Все на палубе... Механик около
дверей говорит:
     — Так вы спросите, тушить, что ли, котлы? А то я на лед, и марш.
     И голос помощника:
     — Спрашивайте сами... А я спрашивать не стану.  Вона  сколько уж народу на
льду-то.
     И оба отошли через минуту.
     Опять!  Опять! И в ответ загудело на палубе, но капитан слышал только, как
силится,  скребется  он  дном  по  каменьям.  Капитан  взял  в руку кольт. Нет,
поддувает, поддувает вода... а в упор к борту стоит лед.
     Нету! Нету! Уже пять минут, может быть, нету...  Капитан взглянул на часы.
Если еще пять минут не будет...
     И не было.  Капитан глянул на себя в зеркало. Он был красен весь,  лицом и
шеей,  в  один  ровный багровый цвет. Не узнавал красного человека и от глаз не
мог оторваться: сам на себя смотрел.
     Потом,  не  брякнув,  сунул  кольт  в ящик и аккуратно притворил. Вышел на
мостик. Всходила красная луна.
     — Определиться? — спросил помощник.
     — Всех  я  вас  уж  определил, кто чего стоит, — сказал капитан и сам взял
секстант (астрономический прибор) из штурманской.
     А утром стал бриться и увидал, что виски седые.

     1929

_______________________________________________________________________________



     К списку авторов     В кают-компанию